Царицын, Сталинград, Волгоград

 

 

В начале 16 века к русскому государству были присоединены Астраханское и Казанское ханства. В результате этих территориальных изменений юго-восточные границы остались открытыми, никем не охраняемыми. Первоначально крепость была построена на острове Голодный, но в 1560 году была разрушена весенним паводком и в 1589 году по приказу царя Ивана Грозного перенесена на высокий правый берег Волги, в устье впадения в нее реки Царицы. Отчего город и получил своё название.

Крепость стала частью волжской сторожевой линии для охраны южных границ Московского княжества. Возникала опасность набегов кочевых племен, в числе коих - Крымская орда, находившаяся под влиянием султанской Турции. В 1717 году из-за глобального нашествия крымских и татарских народов на Нижнее Поволжье Царицын - а вместе с ним и Саратов - были разграблены и разрушены. Ранее произошло еще два события: в 1667 году через город прошел отряд народного бунтаря Степена Разина, направляясь через Каспийское море в Персию. Спустя некоторое время, в 1707 году крепость охватило крестьянское восстание, возглавляемое казаком К. Булавиным.

В 1718-1720 года между Царицыным и Паньшино протянулась линия укрепления протяженностью в 60 км, состоящая из глубокого рва и вала высотой в 12 метров. Сторожевой вал имел деревянные палисады, 23 форпоста и пять земляных крепостей. Остатки линии укрепления можно увидеть и в нынешнее время: они видны на территориях сельских районов, прилегающих к Волгограду.

В то же время была реконструирована и сама крепость. Согласно записям летописцев, в город в 1722 году приехал сам Петр Великий для того, чтобы собственноручно составить проект нового укрепления в виде четырехугольной бастионной цитадели. Об остальных изменениях и, в частности, о строительстве гражданских сооружений и речи не шло. Вообще, город в то время рос слабо. Такими же темпами увеличивался и количественный состав населения. На тот момент в городе жили только ремесленники, обслуживающие судоходство, и представители казачества, составляющие Волжское казачье войско. Все жилые постройки строились из дерева, камню отдавали предпочтение только тогда, когда возводили церкви.

В 1731 году сюда на поселение было направлено свыше тысячи семей украинцев и донских казаков, образовавших Волжское казачье войско. А в 1765 году впервые в этих краях в результате двух манифестов Екатерины Великой, пригласившей людей из-за рубежа селиться в России, появляются иностранцы, которым предоставлялся ряд льгот, в том числе освобождение от рекрутской повинности, податей и налогов на 30 лет. В результате по берегам Волги возникли 102 немецкие колонии. Тогда же в 28 километрах от Царицына на почтовом тракте Саратов - Астрахань возникла колония, получившая от речки Сарпы, на которой она расположена, название Сарепта. Ее первыми поселенцами оказались последователи Яна Гуса, бежавшие из Чехии от преследований католического духовенства. В те же годы появились окрестные села Бекетовка, Отрада, Винновка, Городище и другие. Здесь активно стали развиваться ремесленничество, переработка семян подсолнечника и горчицы, мануфактура.

В 18 веке о городе вообще забыли, так как он потерял военно-стратегическое значение в результате того, что границы государства отодвинулись далеко на юг, что было связано с присоединением к России Крыма и Кубани. В то время (начало 1825 года) в городе насчитывалось 9 каменных и 717 деревянных домов.

Основное развитие Царицына относиться ко второй половине XIX столетия, и началось оно со строительства в 1862 году первой в нашем крае Волго-Донской железной дороги. За ней последовали Грязе-Царицынская и Царицынско-Тихорецкая дороги, которые превратили город в крупный железнодорожный узел и вызвали развитие промышленности. За короткое время по берегам Волги возникли многочисленные заводы – деревообрабатывающие, судостроительные, консервные, пивоваренные и другие. Так, к 1860 году в городе было 10 каменных построек и 927 деревянных.

Революцию Царицын встретил населением, основную часть которого составляли рабочие. После гражданской войны город оказался в состоянии полной разрухи. Восстанавливали потерянное общими трудовыми силами.

В апреле 1925 года город переименовали в Сталинград.

С новым именем город простоял практически полвека. Одними из основных событий этого периода следует отметить строительство в 1928 году первого в России тракторного завода и появление на южной окраине города крупной судоверфи, со стапелей которой сходили до 90 речных барж в год, а также буксирные теплоходы.

Наиболее серьезным потрясением в истории города стала Великая Отечественная война. Сталинградская битва началась 17 июля 1942 года, город подвергся страшной бомбардировке, уничтожившей или серьезно повредившей бо?льшую часть городских зданий. В сентябре бои шли уже в центре города. Однако захватчикам не удалось сломить сопротивление. 19 ноября началось контрнаступление советских войск, вскоре немецко-фашистская группировка оказалась в окружении. 31 января 1943 года ее командующий генерал-фельдмаршал Паулюс сдался в плен, 2 февраля с ликвидацией остатков окруженной группировки Сталинградская битва была окончена. "...двести дней и ночей бушевала великая битва...". Город был разрушен практически полностью. В его восстановлении принимал участие весь Советский Союз.

В 1961 году обновленный город получил иное название – Волгоград. И последующие десятилетия можно охарактеризовать как годы становления города, крупнейшего центра современной индустрии.

 

 

Возможно Вам это будет интересно:

 

 

www.dorogi34.ru

Рекомендуем посмотреть -